Развлечения
В лучших традициях «сказаний и верований» и за давностью лет каждая из историй обросла несуществующими подробностями и, возможно, несколько преобразовалась…
Не отношу себя к тем авторам картин, которые «дрожат» над своими работами.
Поскольку уверена, что созданный творческий объект должен покинуть свое первое жилище и найти новый дом, новых владельцев.
И, как картина будет жить на своём месте, — уже не дело автора.
Но иногда возвращаюсь к покинувшим меня картинам, каждый раз «охая-ахая»… в фотографиях не сохранилось и десятой части!
Эпоха была доцифровая.
И, скорее всего, я даже не помню всех своих картин, которые давно нашли своих хозяев.
Зато некоторые истории продаж навсегда остались со мной, как и истории некоторых картин.
"Старые" истории - выше, "новые" добавляю в конец, ниже.
На постере: некоторые картины из частных коллекций (до 2023г.)
Купить полный каталог картин можно за рубли и другую валюту.
Байка 1
Не про продажи, но про неожиданный результат творчества. В 2005-м году собирала я свою первую большую выставку.
Уж не помню, какими путями, но кто-то из моих «онлайн-френдов» так разглядывал фото картин, что начал… писать к ним стихи.
Спросила разрешения у автора-поэта, распечатала стихи и подвесила к каждой выставочной картине.
Так и повелось. Почти ко всем картинам теперь сама сочиняю рифмованную прозу. Здесь ее можно увидеть на странице Загадки
Байка 2
Одна картина была продана весьма занятно. Точнее, фактически украдена, но не в плохом смысле.
Однажды у меня были гости, среди них были двое.
С одним из них мы были знакомы, пусть его зовут S. Второго, который пришел за компанию с первым, я видела впервые, дадим ему имя — N.
Незнакомцу N картина понравилась, он поцокал языком, да и ушел без картины.
Через некоторое время S сообщил, что N подумал-подумал, нашел место на своей стене и решил таки купить картину.
Я сделала памятную надпись на обороте картины — для N.
Упаковали мы её с S, и понес он картину своему приятелю.
Через пару часов получила безналичный платеж — свой гонорар. Ну, вот, дело сделано!
Прошло около месяца. Звонит S по нашим приятельским делам, вдруг замолкает, берет паузу и признаётся:
— Знаешь, а я тебя обманул. В некотором смысле.
— В каком таком «некотором»?
— Я не отдал N картину. Пока шел к нему, решил, что не отдам. Перевёл тебе деньги, а N сказал, что ты уже продала картину другому покупателю.
— Так он ведь узнает всё равно, он ведь у тебя бывает…
— Вот, как придёт, так и признаюсь ему.
До сих пор не знаю, как прошла и прошла ли процедура признания.
Байка 3
Картина была участницей выставки в ЦМТЕ. Покупательница встала перед ней «как вкопанная». Рядом с ней такая же «вкопанная» стояла её подружка.
Я подошла и сразу тоже «вкопалась» потому, что на картине изображены они обе. Две подружки. Я их, разумеется, никогда не видела ранее.
Покупательница — брюнетка слева, её подружка, блондинка — справа. Обе в платьях ровно в тон, как на картине. Мистика, одним словом!
Байка 4
Когда привезла картину домой к покупателям, после выставки, оказалось, что на стенах нет достаточного места. Уж, не знаю, как им удалось так замеры произвести.
Выставка продолжалась месяц, и за это время покупатели не заметили, что неверно сделали замеры.
А квартира хоть и небольшая, но и не маленькая. И вот гуляли мы по необъятной жилой площади минут двадцать, прикладывая картину к разным местам.
Нашли место, и картина после подвешивания встала, как влитая, как там и была всю жизнь.
Байка 5
Эту картину считаю «жемчужиной» среди моих работ, выполненных в жанре, близком к пост-конструктивизму.
Сюжет — совокупный вид из окон, с двух разных локаций.
Это «коктейль» вида из окна памятника архитектуры (известный комплекс сооружений по адресу: г.Екатеринбург, пр.Ленина, 52, недалеко от киностудии) и «сталинки», расположенной недалеко от Площади 1905-го года.
Картина написана акрилом «жирно», во много слоёв.
Поэтому выглядит как будто написана маслом.
Очень яркая, контрастная, она может стать «гвоздем» вашего интерьера, так как будет забирать на себя все первые взгляды ваших гостей, — огонь!
Картина настолько мне нравится, что не лежит в закромах, а украшает мой рабочий кабинет.
Вероятно потому, что она нравится мне «слишком сильно», она превратилась в так называемую «заколдованную».
«Заколдованная» картина означает, что её очень много раз смотрели, но в последний момент отказывались от покупки, выбирая другую картину или картины.
Я с ней «поговорила и объяснила», что готова с ней расстаться.
«Вторая версия» должна найти свой новый и постоянный дом.
Она достойна нового и любящего её владельца.
Байка 6
Наверное, никого из покупателей картин не хотелось бы увидеть вновь, как эту пару. Молодые супруги буквально «фанатели» от моих картин. Это был тот самый случай, когда говорят «картины нашли своего покупателя».
Не помню, сколько картин они приобрели, но это было заметное количество, шутили:
— Елена, мы под ваши картины квартиру купили! На днях следующую комнату закончим ремонтировать и придем за следующей картиной!
Любопытно, что не помню ни их имен, ни лиц, и это чуть-чуть странно.
Байка 7
Самая первая картина, проданная с выставки. Покупательница появилась мгновенно и намеревалась унести картину еще до открытия выставки. Пришлось уговаривать оставить картину на месяц, на выставке.
Байка 8
Покупательница пришла за картиной (портрет моего кота), кот решил убедить ее в верности и справедливости портрета.
Он упорно садился перед ней в позе, как на портрете. Садился и сидел, пока покупательница не сказала вслух:
— Вижу-вижу, это — ты, похож!
После этого кот ушел по своим делам.
Кота давно нет в живых, а портрет есть.
Байка 9
Коллега-психотерапевт взял и попросил свой портрет. Портрет получился, скажем мягко, абстрактный.
Получилось ровно, как в фильме «Приключения Принца Флоризеля» (сцена с групповым возгласом «Клетчатый!!»).
По случайности сначала этот портрет увидели наши коллеги. Я показала картину, не объясняя — кто заказчик, кто написан. И все сказали: «Так это ж Такой-то!!».
Понятия не имею, как так вышло, но и заказчик себя узнал. А я не его писала, собственно.
Байка 10
Один покупатель смешил меня до ужаса. Это был спортсмен. Из тех, у которых недавно кончился активный этап спортивной карьеры.
Спортсмен был общителен в крайней степени, картина ему очень понравилась, но никак не мог понять — почему и что в ней такого?
Он требовал, чтобы я объяснила содержание картины.
Он мучил меня требованиями о пояснениях, пока я не уговорила:
— Сам смыслы и вкладывай. Мое дело — написать. Вот, что ты видишь, то и опиши, это и есть — содержание картины.
Это я опрометчиво так сделала.
Потому, что еще несколько дней, уже унеся картину к себе домой, покупатель звонил и уверял меня, что он видит на картине две фигуры — мужскую и женскую (я писала одну фигуру и эта фигура была очевидно мужской).
Тест Роршаха, не иначе.
Однажды я просто согласилась с покупателем, пусть будут две фигуры, хоть даже три.
После согласия с ним о двух фигурах, он перестал звонить.
Байка 11
Однажды картину увезли в другую страну на дне чемодана, заложив нижним бельем и сувенирами. Пришлось вынимать ее из оформления, иначе она не ложилась в чемодан.
Шли годы, иногда я вспоминала про эту картину, точнее - думала о ее судьбе на дне чемодана, который пролетел несколько тысяч километров.
Опять шли годы... Не ошибусь, если скажу, что прошло около десяти лет, и покупатель «отчитался»:
— Я заказал для картины паспарту и раму со стеклом.
Никогда не поздно укутать картину в раму под стекло.
Байка 12
1. Всё началось с приятеля-музыканта, Паши Досика.
Это наш, родной, екатеринбургский музыкант, давно и широко известный в узких и не очень узких кругах.
Иногда мы с ним «балуемся творчеством», как он говорит «плюём в вечность» (когда-то он был панком, им и остался в глубине души).
«Балуемся» совместным творчеством.
Однажды он предложил снять клип.
Моё «третье Я» — режиссура, видеосъемка и видеомонтаж.
Сюжет музыкального произведения посвящён одной из самых ярких страниц Екатеринбурга — всей вот этой истории вокруг «цыганского посёлка», которая происходила в 1990-е годы.
Написала сценарий, раскадровку, и мы гурьбой из 3-х человек поехали в «цыганский посёлок», снимать.
К моему удивлению, съемки прошли быстро, в рабочем порядке, без сучка и без задоринки.
Музыкант отработал свою роль так, как будто он каждый день снимается в клипах последние сорок лет.
Талантливый человек талантлив хоть где.
Монтаж прошел не без проблем (снимали-то, конечно, «на валенки и зажигалки»), но в итоге клип получился именно таким, как я его и представляла изначально.
Творческие процессы — сценарий, режиссура, операторство, монтаж, — вероятно, не захотели останавливаться на достигнутом, а преобразовались и продолжились в картине.
Нельзя терять Вдохновение, и руки сами потянулись к холсту, на котором я изобразила ту самую «Маму Розу», героиню песни «Мама Роза».
Еще через какое-то время автор песни захотел, чтобы у сингла появилась обложка.
Таким образом картина «Мама Роза» стала обложкой сингла «Мама Роза».
Чем я чрезвычайно горжусь, ибо а как еще попасть в историю музыки, если не умею ни плясать, ни петь?!
2. Примерно через полтора года, моя кошка нечаянно поучаствовала в создании «второй редакции» картины. Это было внезапно, необычно и эффектно.
То есть тот вариант картины, который есть сейчас кошкиной волей — не первый. Кратко говоря, кошка картину «дорисовала» и даже «перерисовала».
Подробно о том, как кошка стала со-автором картины «Мама Роза» расскажу покупателю.
Байка 13
Совсем не байка, а быль.
Больше половины покупателей приходит за картиной / картинами, выбрав по фото и описаниям, а уходят совершенно с другой картиной / картинами.
Таковы особенности восприятия картин «живьём».
Байка 14
(18+, демонстриуется сигарета)
История не про продажи, зато про нас, про «творческих людей».
Ваш портрет писал известный художник?
А мой написал.
Да так написал, что мы… поругались и до сих пор не разговариваем.
Хорошо понимаю «творческих людей» ибо меня очень часто так и «обзывают» (или называют). Лично для меня это скорее «ругательство». Тем не менее.
Встретились «два художника», две «творческих личности». Оба «с характером», аж искры летят.
Сейчас смешно, конечно, вспоминать, а тогда было не до смеха.
Кратко говоря, так получилось, что портрет Борис написал без моего согласия и поставил перед фактом: «Завтра открытие выставки в Филармонии, приходи».
Прихожу, на лобном месте — мой портрет во всю стену. В нашей Филармонии, «святом месте», напротив органа.
Портрет мне дико не понравился. Автор хотел, чтобы я его выкупила, а я не выкупила.
«Дурдом», одним словом. Зато весело.
Байка 15
Байка 16
Без преувеличения — это картина-легенда, со своей историей, точнее — с историями.
Предполагаю, что истории покажутся кому-то фантастическими, но нет, они реальны более, чем.
«Лошадки 2017» — третий ремейк картины.
Забегая вперёд, тот вариант, который может стать вашим, «насмотренный», — картина была участницей выставок.
2.1. Впервые сюжет с «лошадками и грибом в волшебном лесу» был написан маслом по холсту примерно на рубеже 1980/90-х годов.
Первый вариант увезли в другую страну.
Картина перелетела в чемодане сначала в Москву из (тогда еще) Свердловска, потом — на Ближний Восток.
Там она пожила какое-то время.
А потом она полетела через океан, но… не долетела.
Так как её украли вместе с чемоданом.
Детективная история, короче говоря.
В моей бурной фантазии дело было так…
Сначала «Лошадок» украл гангстер из Нью-Йорка, который продал её за бесценок гангстеру-скупщику.
Который, в свою очередь, догадался, что в его руках «шедевр русского искусства» и перепродал «Лошадок» по высокой цене другому гангстеру, но уже более интеллигентному и продвинутому.
И до сих пор первые «Лошадки» висят на стене дома уже сильно постаревшего гангстера, который внёс картину в своё завещание.
Шутки шутками, а ведь так могло быть на самом деле.
Самое начало 1990-х, разгар Перестройки и Гласности, открытие границ, и интерес с русскому/ российскому изобразительному и другому искусству переживал мощнейший подъем.
2.2. Второй вариант «Лошадок» был продан в легендарном «А-салоне» (старожилы помнят) в самом начале 1990-х годов.
Система продаж и покупок в «А-салоне» была примерно такая…
В салон приходили авторы, приносили свои работы и сдавали их «на реализацию», выстояв приличную очередь из других авторов.
В обмен на произведение автору выдавали маленькую бумажку, на которой стоял штамп салона.
На штампе сотрудник салона записывал от руки порядковый номер, цену (которую назначал сам автор), дату приема произведения.
С этого момента у автора появлялась серьезная задача — не потерять эту маленькую, но очень ценную бумажку.
Бумажки, как правило, складировались по карманам и иногда страдали от того, что их стирали вместе с одеждой.
Через какое-то время автор возвращался в салон.
И, если не находил своё произведение в залах салона, делал вывод о том, что продажа состоялась.
Радостный и улыбающийся автор опять шел в очередь из других авторов, на этот раз — чтобы получить свой гонорар наличными.
Всё более, чем просто и очень демократично.
Скорость продаж была несравнимо выше, чем в современной реальности.
В «А-салон» я ходила «как на работу».
Благо, что основная работа была поблизости, тогда я работала в ТЮЗе художником-бутафором.
Поскольку акт продажи-покупки совершался без участия автора, то не было возможности увидеть покупателей и познакомиться с ними лицом к лицу.
Не помню по каким причинам, но ту работу я не подписала (с тех пор всегда подписываю картины).
Когда пришла за гонораром, сотрудница салона вгляделась в свой «талмуд» и прочитала запись: «Покупатель просил уточнить фамилию автора».
Я уточнила, она записала.
Возможно, что покупатель позже вернулся в салон, чтобы узнать — кто же автор картины.
Было бы чудесно, если бы покупатель нашелся!
Любопытно узнать покупателя и судьбу той картины.
Байка 17
Весной 2005-го года я побывала в Австрии и Германии.
Результатом путешествия стали несколько картин, в том числе — масштабных.
Одна из них «Вена. Австрия»
Еще одна картина, о которой эта байка, носит название «Цветение солярки»
В те годы были очень популярны интернет-форумы.
Один из самых популярных форумов находился на интернет-площадке уважаемого издательского дома.
От практически всех тогдашних форумов этот отличался отсутствием анонимности, формучане общались под своими реальными именами, с указанием места работы, каких-то личных данных и подобного.
На тот период это была очень нетипичная практика.
На том самом форуме я опубликовала «Цветение солярки» и началось…
Название картины чрезвычайно беспокоило форумчан, веселые обсуждения картины и ее названия заняли несколько месяцев.
Удивительное дело, но никто из обсуждающих так и не раскрыл секрет названия.
Я держала интригу до последнего.
А секрет названия достаточно банален и прост.
Не знаю, как сейчас, но в то время рапс в Европе активно применялся для производства автомобильного топлива.
В основном, той самой «солярки».
Едешь на велосипеде за автобусом, а от автобуса пахнет свежими пирожками.
Полей с рапсом (на картине — пространство в желтых тонах) особенно много по пути железнодорожного транспорта.
Вот на эти поля я и любовалась по дороге из Вены в Мюнхен и обратно.
Дело было в мае, как раз тогда, когда рапс цветет желтым.
В 2006-м и 2007-м годах картина была участницей двух моих персональных выставок в ЦМТ-Екатеринбург.
«Цветение солярки» оказалась «заколдованной» картиной.
Она была «насмотренной» и активно обсуждаемой, было несколько десятков попыток купить её.
Но картина никак не желала «уходить из дома», в последний момент покупатели отказывались от покупки «Цветения солярки» и покупали другие картины.
Прошло много лет, как я прекратила попытки продать картину, и она всё это время висела в моем психоаналитическом кабинете, иногда выполняя функции «пятен Роршаха».
И вот осенью 2023-го года я реставрировала картину, так как за время переездов на выставки и обратно картина слегка приуныла.
Теперь она стала краше прежнего.
После реставрации выставила «Цветение солярки» на продажу.